Положение 2 к приказу № 345 о методических рекомендациях по организации обучения во время пандемии.

Методические рекомендации изложены в редакции приказа Министра образования и науки РК от 03.09.20 г. № 381

Приложение 2 к приказу Министра образования

и науки Республики Казахстан от 13 августа 2020 года № 345

Методические рекомендации
по организации учебного процесса в организациях среднего образования в период ограничительных мер,

связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции

 

Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Методические рекомендации по организации учебного процесса в организациях среднего образования в период ограничительных мер, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях создания оптимальных условий для обеспечения организованного начала нового учебного года в средней школе. Методические рекомендации используются всеми организациями образования независимо от форм собственности.
  2. Формы организации учебного процесса в организациях среднего образования определяются в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации:

1) В целях сохранения здоровья обучающихся, педагогов и других работников учебный процесс будет организован в дистанционном формате в предшкольных, 1-11 (12) классах.

2) Для обучающихся предшкольных, начальных 1-4 классов организаций образования могут быть организованы дежурные классы по заявлению родителей или законных представителей с контингентом до 15 детей в классе. Зачисление учащихся производится по заявлению родителя или законного представителя ребенка при наличии в школах соответствующих условий. Для этого необходимо родителям подать заявление по образцу, представленному в Приложении 1.

3) Разрешается деятельность школ независимо от форм собственности в штатном режиме с малым контингентом от 5 до 180 человек с численностью детей в классах до 15 человек с соблюдением строгих мер санитарной безопасности.

4) При снижении уровня заболеваемости населения будет осуществляться постепенный переход школ к комбинированному и штатному форматам обучения с соблюдением санитарных требований. Первыми на вышеуказанный формат будут переходить обучающиеся предшкольных, 1-4 классов с соблюдением строгих мер санитарной безопасности, 5-11 классы продолжат обучение в дистанционном формате.

5) В специальных школах-интернатах для детей с особыми образовательными потребностями (в т.ч для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей), в школах-интернатах общего типа, в школах-интернатах для одаренных детей, в пришкольных интернатах на основании заявлений родителей, при наличии условий возможна организация работы в закрытом режиме с ограничением всех внешних контактов с соблюдением строгих санитарно-эпидемиологических требований.

6) При переходе школы из дистанционного обучения в штатный режим обучающиеся могут оставаться на дистанционном обучении по желанию родителей.

  1. До 1 января 2021 года в школах полностью отменяются культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия.
  2. Совещания при директоре, заседания педагогических советов, родительские собрания и др. проводятся в дистанционном формате. Независимо от формата обучения обучающимся с казахским и русским языками обучения предоставляется возможность обучаться через телевизионные уроки на республиканских каналах «Ел-Арна», «Балапан» с 1-11 класс с помощью педагогов и родителей. Телевизионные уроки будут бесплатно доступны на официальных каналах Министерства образования и науки РК. Телевизионные уроки используются как дополнительный образовательный ресурс.

Работа организаций образования в штатном режиме: функционирование дежурных классов, обучение в школах — до 15 детей в классе; работа специальных школ-интернатов, школ-интернатов общего типа осуществляется по заявлениям родителей или законных представителей детей на основании решения местного исполнительного органа по согласованию с главным государственным санитарным врачом соответствующего региона.

Глава 2. Учебный процесс
в организациях среднего образования в дистанционном формате

  1. Для организации учебного процесса в дистанционном формате школа выбирает интернет-платформу, с наиболее подходящей по функциональным возможностям инфраструктурой и образовательному контенту, соответствующую основным запросам педагогов.

Для дистанционного обучения составляется гибкое расписание уроков, при этом рекомендуется ставить уроки 1-5 классов с 9:00 ч., 6-11 классов с 14:00 ч.

Педагоги при организации учебного процесса, кроме интернет-платформ могут использовать любые доступные средства связи.

Процесс обучения в дистанционном режиме может проходить как в синхронном, так и в асинхронном формате, с учетом требований Санитарно-эпидемиологических правил и норм (далее-СанПиН) и рационального использования учебного времени. При этом уроки могут проходить с совмещением двух форматов или только в асинхронном формате. При возникновении проблем по подключению к интернет-платформам допускается проведение уроков через любые доступные средства связи по усмотрению педагога.

  1. Обучение в синхронном формате предполагает прямую связь (стриминг) учителя с обучающимися в реальном времени, с использованием возможностей интернет-платформ и других средств связи.
  2. Педагог может выделить определенную часть урока для выхода в стриминг, остальную часть урока провести в асинхронном формате. Уроки не обязательно проводить в режиме реального времени (стриминга). Учитель самостоятельно, исходя из целей урока, определяет какой урок, какую часть урока, какое количество уроков в неделю (в четверти) может проводить в режиме реального времени (стриминга).
  3. Асинхронный формат урока представляет собой взаимодействие учителя с обучающимися посредством возможностей электронных платформ, включающих контент для самостоятельного изучения и учебные задания к ним с последующей обратной связью учителя.
  4. Для организации учебного процесса в дистанционном формате (синхронный и асинхронный формат) школа должна быть подключена к интернет- платформе.
  5. Расписание уроков в школе составляется в соответствии с ГОСО, Типовыми учебными планами и программами согласно Рабочего учебного плана школы для всех классов.
  6. Рекомендации к урокам в синхронном формате:

1) При обучении в синхронном формате для прямой трансляции можно выделить от 10 до 30 минут урока в соответствии с СанПиН, совмещая учебный процесс с асинхронным форматом обучения.

2) Учителю необходимо заранее подготовить обучающихся к уроку в режиме стриминга, предоставив им памятку с алгоритмом действий.

До урока обучающемуся необходимо:- скачать на свое устройство доступное приложение;

— проверить работу инструментов приложения (микрофон, видео, демонстрация экрана и др.);

— перед уроком за 10-15 мин проверить подключение к платформе;

— использовать для регистрации свои фамилию и имя, класс;

Во время урока:

— обеспечить отсутствие посторонних звуков;

— следить за режимом микрофона (включать только по необходимости);

— следить за режимом видео;

— соблюдать нормы этического поведения;

— правильно использовать инструменты платформы (при необходимости: написать сообщение учителю или всем в чате, включить видео/аудио или презентацию, нажимать кнопки: «поднять руку», «да/нет», «большой палец» и другие).

3) При разработке и реализации краткосрочного плана урока педагогу в зависимости от учебной цели необходимо рационально распределять содержание и время для синхронной и асинхронной части урока. В случаях возникновения технических проблем и невозможности прямой трансляции педагог переводит урок на асинхронный формат.

4) Структура урока в синхронном формате включает:

— краткое обобщение пройденного материала, изложение по необходимости основных положений новой темы, логически связанных и необходимых для объяснения нового материала;

— заострение внимания учащихся на тех знаниях и навыках, которые могут понадобиться для изучения нового материала;

— изложение нового материала по плану;

— рекомендация для закрепления материала.

5) Содержание уроков должно отвечать следующим требованиям:

— тщательный отбор материала с учетом целей и задач учебной программы, новизны информации и контента интернет- платформ;

— четкая структурированность информации: упорядочение, систематизирование;

— учет основных дидактических принципов: научности, наглядности, доступности, сознательности, связи теории с практикой, цикличности, научно-популярного изложения, читаемость/эстетичность учебного материала;

— соответствие современным мировым достижениям в области телевизионных, информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий;

— адекватный объём и длительность экспонирования аудиовизуальной информации с учётом восприятия;

— использование различных информационных обучающих материалов: текстовые, презентации, графические, медиа, рисунки, таблицы, инфографика и другие.

6) Учебные задания не превышают рекомендуемый объем, сопровождаются алгоритмом выполнения и необходимыми ссылками на электронные образовательные материал (Раздел IV).

7) Обратную связь учитель предоставляет в установленном порядке посредством возможностей электронных журналов, в случаях отсутствия электронных журналов — через доступные виды связи по усмотрению учителя.

8) Запись урока сохраняется и обучающимся предоставляется доступ к материалам в любое время.

9) При отсутствии возможности выхода в стриминг педагог проводит уроки только в асинхронном формате.

  1. Рекомендации к урокам в асинхронном формате:

1) Урок в асинхронном формате реализуется при взаимодействии учителя с обучающимися посредством возможностей интернет-платформ. Учебные задания к уроку разрабатываются педагогом с учетом контента и возможностей интернет-платформ. К ним относятся цифровые образовательные ресурсы, включающие электронные учебники, видеоматериалы, тренажеры для отработки умений, ресурсы для контроля знаний и многое другое.

2) При подготовке урока в асинхронном формате педагог:

— определяет тип, цель урока;

— подготавливает учебный материал в соответствии с целью урока (электронные учебники, видеоматериалы, ТВ-уроки, презентации и др.);

— учитель в учебном процессе пользуется не только материалами, которые находятся на интернет-платформе, но и собственными учебными материалами;

— рекомендует обучающимся учебный материал для самостоятельного изучения;

— предоставляет возможность обучающимся в любое время просмотреть телеурок или видеоурок, размещенный на электронной платформе или записанный учителем самостоятельно;

— рекомендует доступные цифровые образовательные ресурсы, размещенные на интернет-платформах;

— разрабатывает учебные задания согласно цели урока в соответствии с рекомендуемым объемом, с указанием порядка выполнения и затраты времени, а также с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей обучающихся;

— отправляет учебное задание обучающимся с подробным описанием темы, цели нового урока, предоставляя необходимые ссылки, посредством возможностей электронных платформ или других доступных средств связи;

— принимает выполненные работы, анализирует и предоставляет обратную связь обучающимся (комментарии, рекомендации) в установленном порядке посредством возможностей электронных журналов, в случаях отсутствия электронных журналов — через доступные виды связи по усмотрению учителя;

— проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями, при необходимости.

  1. Рекомендации по организации учебного дня, обучающегося:

1) Обучающиеся соблюдают расписание занятий с учетом уроков в синхронном и асинхронном формате и планируют свой учебный день.

2) Изучают материалы и выполняют учебные задания по предметам в соответствии с установленным расписанием.

3) Прикрепляют ответы посредством возможностей интернет- платформ, электронных журналов или отправляют через доступные виды связи.

4) Изучают комментарии учителя по заданиям и выполняют его рекомендации.

5) Находятся на связи с классным руководителем.

6) Работают с учителями в любом доступном режиме, при необходимости направляют учителю возникшие вопросы.

7) Соблюдают санитарные нормы относительно длительности непрерывной работы за компьютерным оборудованием.

  1. Рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов:

1) цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой комплекс учебно-методических средств обучения, разработанных и реализуемых на базе цифровых технологий.

2) ЦОРы, используемые педагогами в учебном процессе, должны отвечать следующим требованиям:

— они не должны содержать информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Казахстан;

— не допускается использование ЦОР, содержащих информацию, посягающую на честь и достоинство, права и охраняемые законом интересы третьих лиц;

— содержание соответствует требованиям ГОСО к результатам обучения, учебной программе соответствующего уровня образования, возрастным особенностям обучающихся;

— соответствует принципам толерантного отношения к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, не препятствует межнациональному и межконфессиональному диалогу;

— быть доступными и понятными обучающимся независимо от пола, национальности и места проживания;

— не противоречить основам современных научных знаний;

— корректно выбраны: уровень образования, предмет, уровень изучения, контролируемые элементы содержания, вид контента;

— на изображениях отсутствуют водяные знаки и посторонние надписи;

— указан автор и (или) источник заимствованного материала;

— ЦОР имеет самостоятельную познавательную ценность;

— изложение материала характеризуется логичностью и последовательностью.

  1. Непрерывная длительность занятий в предшкольных классах и школах непосредственно с персональным компьютером, ноутбуком, планшетом и смартфоном в течение учебного часа составляет:

1) в предшкольных и 1 классах — не более 15 минут;

2) в 2-3 классах — не более 20 минут;

3) в 4-5 классах — не более 25 минут;

4) в 6-8 классах — не более 25 минут;

5) в 9-11(12) классах — не более 30 минут.

  1. Функции администрации школы и педагогов при дистанционном режиме обучения

1) Руководитель организации образования:

— принимает управленческие решения, направленные на качество работы;

— издает соответствующий приказ об организации обучения в дистанционном формате;

— обеспечивает педагогам и обучающимся возможность подключения к интернет платформам, соответствующим учебно-методическим требованиям;

— осуществляет контроль за обеспеченностью обучающихся школы компьютерным оборудованием и подключением к интернету;

— утверждает контингент классов, расписание, график работы;

— осуществляет постоянный мониторинг и контроль за организацией учебного процесса, в том числе в дистанционном формате

— распределяет учебную нагрузку педагогов на основании тарификационного списка и рабочего учебного плана школы на 2020-2021 учебный год;

— при необходимости распределяет трудовые функции работников по обеспечению образовательного процесса, согласно трудовому законодательству;

— определяет трудовые функции работников, обеспечивающих жизнедеятельность и функционирование организации в дистанционном формате (административный, технический персонал) согласно трудовому законодательству;

— знакомит персонал организации образования.

2) Заместители руководителя организации образования:

— заполняют базу сведений Национальная образовательная база данных (далее — НОБД) информацией о движении учащихся, о качественном составе педагогов школы, о материальной базе, о наличии компьютера и интернета, (о передаче из школы на временное пользование, согласно актам приема-передачи) и др.;

— организуют процесс обучения в дистанционном режиме как в синхронном, так и в асинхронном формате, с учетом требований Санитарно-эпидемиологических правил и норм (далее — СанПиН) рациональным использованием учебного времени;

— составляют расписание уроков 1-5 классы с 9:00 ч, 6-11 классы с 14:00 ч.;

— организуют деятельность педагогов в соответствии с утвержденным расписанием и обратную связь с ними.

3) Классный руководитель:

— проводит мониторинг технических возможностей и готовности обучающихся к дистанционному обучению (наличие компьютера, интернета, доступа к электронным журналам и другим интернет платформам);

— информирует обучающихся и их родителей (законных представителей): об интернет-платформе, которой пользуется школа, о расписании уроков;

— разъясняет вопрос о необходимых условиях для занятий (обеспечение рабочего места и оборудования, тишина, рабочая обстановка, исключение постороннего шума, присутствия других детей или животных в комнате обучающегося);

— разъясняет правила поведения, обучающихся во время урока в режиме стриминга;

— назначает из числа обучающихся класса дежурного, который следит за порядком в классе при проведении уроков в синхронном формате.

4) Педагоги:

— доводят до сведения обучающихся информацию о формате уроков и правилах организации учебного процесса.

— реализуют учебный процесс в соответствии с утвержденным гибким расписанием.

 5) Работа студентов-практикантов при дистанционном обучении

Студент-практикант является помощником учителя.

На уроке студент-практикант:

— изучает готовность учащихся к уроку;

— следит за дисциплиной на уроке;

— осуществляет контроль по своевременному выполнению различных типов заданий, в том числе самостоятельных;

— обеспечивает обратную связь на уроке;

— создает групповой чат, видеоконференцию, подключает и проверяет связь;

— готовит и транслирует демонстрационный материал (текстовые материалы, презентации, рисунки и т.д.);

— проводит профилактические мероприятия: здоровьесберегающие упражнения, физминутки, перемены;

— участвует в организации информационно-разъяснительной работы с обучающимися, педагогами, родителями или законными представителями;

— информирует обучающихся, родителей об изменениях в расписании, о предоставлении обратной связи обучающимся, о ходе обучения и учебных результатах:

— студент-практикант самостоятельно не проводит уроки.

 

2.1. Минимальные требования к интернет платформам

 

  1. Интернет — платформа, выбранная организацией образования должна отвечать следующим требованиям:

— наличие гибкого инструментария для разработки и дополнения уроков во время дистанционного обучения;

— поддержка совместной работы обучающихся (форумы, чаты, работа с документами, презентациями и др.);

— доступ к информации, учебным материалам согласно типовых учебных программ по предметам, сервисам образовательной платформы посредством сети Интернет (Web-портал);

— обеспечение режима стриминга;

— обеспечение единой точки входа для педагогов и обучающихся;

— отражение работы с обучающимися на протяжении всего периода обучения;

— отсутствие необходимости установки специального программного обеспечения на персональных компьютерах;

— возможность установки бесплатного мобильного приложения;

— возможность запуска на любых устройствах (компьютеры, планшеты, смартфоны).

— интуитивно-понятный и удобный пользовательский интерфейс;

— максимально удобный и понятный личный кабинет обучающегося, отвечающий необходимым потребностям пользователя.

— подключение к интернету — (широкополосный) проводной или беспроводной (3G или 4G / LTE);

— наличие динамиков и микрофонов: встроенные или USB или беспроводные Bluetooth;

— наличие веб-камеры или HD-веб-камеры: встроенная или USB, HD-камера или HD-видеокамера с картой видеозахвата.

Вышеперечисленные программы позволяют также обеспечить мониторинг дистанционного учебного процесса.

 

2.2 Организация обучения в штатном режиме в школах с контингентом от 5 до 180 детей до 15 обучающихся в классе независимо от форм собственности

 

  1. Обучение в штатном режиме должно осуществляться с соблюдением строгих мер санитарной безопасности.

При организации штатного режима обучения в школах необходимо соблюдение следующих мер:

1) составление расписания уроков с указанием времени начала и завершения;

2) увеличение смен и подсмен для социального дистанцирования, сокращения физических контактов;

3) исключение кабинетной системы, каждый класс находится в определенном кабинете;

4) организация перемен между уроками в разное время для разных классов;

5) ежедневный замер температуры обучающихся и педагогов медработником при входе;

6) обеспечение режима ношения масок;

7) расстановка учебных столов на расстоянии 1метра;

8) проветривание, кварцевание кабинетов и всех помещений;

9) мытье рук и использование специальных средств;

10) влажная уборка в классных комнатах;

11) влажная уборка между сменами, подсменами в коридорах, рекреациях, холлах и других помещениях;

12) питание в столовой организуется в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации по решению местных исполнительных органов и по согласованию главными государственными санитарными врачами соответствующих территорий;

13) функционирование медицинских кабинетов и изоляторов для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболеваний, изоляции, в случаях выявления заболевших, объявления карантина и перехода на дистанционное обучение всего класса, контроля состояния детей класса, с последующим возвращением класса в штатный режим;

14) организация уроков физической культуры на свежем воздухе или постоянное проветривание спортивных залов;

15) учителям запрещается передвижение по кабинетам, посещение учительской, проведение внеклассных мероприятий и родительских собраний;

16) обеспечение школы достаточным количеством дезинфицирующих средств для обработки поверхностей предметов, кабинетов, рекреаций, холлов и других помещений;

17) дезинфицирующие коврики для обуви у входа в школу, санитайзеры для обработки рук на всех этажах;

18) качественное водоснабжение, создание условий для мытья рук моющими средствами.

 

2.3 Организация обучения в дежурных предшкольных, начальных

(1-4) классах

 

  1. Функционирование дежурных предшкольных, 1-4 классовобосновывается возрастными особенностями обучающихся младших классов, несформированностью у них мотивации к обучению, началом формирования у них навыков социализации, компетенций по самостоятельному обучению и самоорганизации. В дежурных классах все уроки согласно рабочего учебного плана школы проводятся в школе. Продолжительность урока 40 минут.
  2. Деятельность дежурных классов осуществляется при строгом соблюдении санитарных эпидемиологических требований, в т.ч. согласно настоящему порядку.

 К обучению в дежурном классе допускаются дети, не имеющие хронических заболеваний (указывается в заявлении).

 Право выбора обучения детей в дежурных классах принадлежит родителям или законным представителям детей.

 Право выбора родители или законные представители детей выражают путем подачи заявления на имя руководителя школы.

 Родители или законные представители детей, отправляя детей обучаться в дежурных классах, выражают понимание и свое согласие с тем, что дети будут находиться в общественной среде, и с их стороны будут приняты все необходимые меры для недопущения риска заражения коронавирусной инфекцией.

 Родители или законные представители детей обеспечивают детей средствами санитарной безопасности: маски, антисептики в индивидуальном флаконе для обработки рук или влажные антибактериальные салфетки.

 Родители или законные представители детей разъясняют своим детям о необходимости социального дистанцирования.

 Родители или законные представители детей осуществляют сопровождение детей до входных наружных дверей школы перед началом учебного дня и сопровождение детей после завершения учебного дня с входных наружных дверей школы до дома.

 Школа обеспечивается запасом дезинфицирующих средств (дезинфицирующий коврик у входа, тепловизоры, санитайзеры, средства для обеспечения влажной, дезинфицирующей уборки).

  1. В школе обеспечивается:

— увеличение смен и подсмен для социального дистанцирования;

— сокращение физических контактов, обучающихся и педагогов, других работников;

— максимальное использование площадей школы для обеспечения социальной дистанции;

— отмена кабинетной системы;

— организация перемен между уроками в разное время для разных классов;

— ежедневный замер температуры, учащихся при входе;

— влажная уборка после каждой перемены, между сменами, подсменами в классных комнатах, коридорах, рекреациях, холлах и других помещениях, дезинфекция выключателей, дверных ручек, поручней, перил, лестничных маршей, подоконников;

— функционирование медицинских кабинетов и изоляторов (для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболеваний, изоляции, в случаях выявления заболевших, обеспечение перехода на дистанционное обучение всего класса, контроля состояния детей класса, возвращения класса в штатный режим);

— разметки в коридорах на полу для движения обучающихся в одном направлении, один вход для приема детей, другой — для ухода детей после занятий.

  1. Рекомендации к функционированию дежурных классов:

1) наполняемость класса — не более 15 детей;

2) продолжительность уроков — 40 мин; в 1 классе — ступенчатый режим;

3) перемены в разное время для разных классов;

4) расстановка учебных столов на расстоянии 1метра;

5) закрепление за обучающимся индивидуальной парты и стула;

6) пользование обучающимися индивидуальными учебными материалами (учебники, тетради, канцелярские принадлежности и т.д.);

7) проветривание, кварцевание кабинетов после каждого урока;

8) мытье рук и использование специальных средств после каждого урока.

  1. Формирование дежурных классов осуществляется в школах на основании заявлений родителей или законных представителей детей с 15 по 31 августа 2020 года. Заявления принимаются в электронной форме через доступные средства связи (Приложение 1).
  2. С 25 по 31 августа формируются дежурные классы-комплекты, за каждым классом-комплектом закрепляется один учитель. По согласию учителя за двумя дежурными классами может быть закреплен один учитель в разных сменах. При несогласии учителя работать в две смены в двух дежурных классах, за каждым дежурным классом закрепляется отдельный учитель.

 Зачисление детей в дежурный класс в течение учебной четверти осуществляется при наличии свободных мест в классе на основании приказа руководителя школы. Заявления принимаются в электронной форме через доступные средства связи.

  1. Классный руководитель через доступные средства связи информирует родителей или законных представителей детей о наличии права выбора обучать детей в дистанционном формате или в дежурном классе.

Родители или законные представители детей принимают решение и информируют классного руководителя через доступные средства связи о намерении обучать детей в дистанционном формате или в дежурном классе.

В случае желания родителей или законных представителей обучать детей в дежурном классе, они пишут и подписывают заявление о своем намерении на имя руководителя школы и направляют его классному руководителю через доступные средства связи.

Классный руководитель передает заявление в администрацию общеобразовательной школы.

Администрация общеобразовательной школы на основании заявлений, переданных от классных руководителей формирует дежурные классы-комплекты до 15 детей

  1. Формирование дежурных классов в специальных классах/школах осуществляется для детей с особыми образовательными потребностями по заявлениям родителей или законных представителей для предшкольных, 1 — 4 классов, для обучающихся с задержкой психического развития, умеренной, тяжелой умственной отсталостью 1 — 9 классы с наполняемостью не более 12 человек.

Дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся по заявлениям родителей или законных представителей предшкольных, 1 — 4 классах общеобразовательных школ (инклюзивные или в специальных классах/группах), обучаются также, как и другие дети в данных классах/группах.

  1. Контингент, расписание, график работы, педагогический состав дежурных классов утверждаются на заседании педагогического совета не позднее 1 сентября, при необходимости вносятся изменения.
  2. Учебный процесс в дежурном классе осуществляется согласно утвержденному рабочему учебному плану школы.
  3. Распределение учебной нагрузки педагогов осуществляется на основании тарификационного списка и рабочего учебного плана школы на 2020-2021 учебный год.
  4. Распределение по классам-комплектам для дежурных классов, а также для дистанционного обучения осуществляется, исходя из общего контингента обучающихся одного класса.

Учителя начальных классов каждой параллели работают (желательно) по одному краткосрочному (поурочному) плану.

  1. При организации обучения в дежурных классах необходимо исключить работу педагогов, относящихся к группе риска, имеющих следующие показания:

— возраст педагога старше 65 лет;

— имеющие сопутствующие БСК (артериальная гипертония, ХСН и др.);

— сопутствующие хронические заболевания верхней дыхательной системы (ХОБЛ, БА, фиброзные изменения в легких);

— эндокринопатии (сахарный диабет метаболический синдром, ожирение и т.д.);

— иммунодефицитные состояния (онкологические, гематологические, больные на иммуносупрессивной терапии др.);

— беременные женщины;

— другие тяжелые хронические заболевания.

  1. Уроки физической культуры проводятся на свежем воздухе, на спортивных площадках школы.
  2. Учителям запрещается передвижение по кабинетам, посещение учительской, проведение внеклассных мероприятий и родительских собраний.

Все оперативные совещания проводятся в дистанционном формате

 

2.4 Возобновление работы школы при улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации, постепенный переход к комбинированному и штатному форматам

  1. При улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации первыми на штатный формат из дистанционного формата обученияпереходят обучающиеся предшкольных, 1-4 классов с соблюдением строгих мер санитарной безопасности. 5-11 классы продолжают обучение в дистанционном формате.

 Обучение осуществляется в школе с обеспечением ежедневного замера температуры обучающихся.

  1. При организации штатного режима обучения в предшкольных, 1-4 классах необходимо соблюдение следующих мер:

1) составление расписания уроков с указанием времени начала и завершения;

2) увеличение смен и подсмен для социального дистанцирования, сокращения физических контактов;

3) исключение кабинетной системы, каждый класс находится в определенном кабинете;

4) организация перемен между уроками в разное время для разных классов;

5) ежедневный замер температуры обучающихся и педагогов медработником при входе;

6) проветривание, кварцевание кабинетов и всех помещений;

7) мытье рук и использование специальных средств;

8) влажная уборка классных комнат после каждого второго урока;

9) влажная уборка между сменами, подсменами в коридорах, рекреациях, холлах и других помещениях;

10) функционирование медицинских кабинетов и изоляторов для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболеваний, изоляции, в случаях выявления заболевших, контроля состояния детей класса;

11) организация уроков физической культуры на свежем воздухе или постоянное проветривание спортивных залов;

12) запрет на передвижение учителей по кабинетам, посещение учительской, проведение внеклассных мероприятий и родительских собраний;

13) проведение всех оперативных совещаний в дистанционном формате;

14) обеспечение школы достаточным количеством дезинфицирующих средств для обработки поверхностей предметов, кабинетов, рекреаций, холлов и других помещений;

15) дезинфицирующие коврики для обуви у входа в школу, санитайзеры для обработки рук на всех этажах;

16) качественное водоснабжение, создание условий для мытья рук моющими средствами.

  1. 36. При дальнейшем устойчивом улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации обучающиеся 5-11 классов переходят в штатный режим с соблюдением строгих мер санитарной безопасности.

Возобновление работы школы при улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации, постепенный переход к комбинированному и штатному форматам осуществляется на основании решения местного исполнительного органа по согласованию с главным государственным санитарным врачом соответствующего региона.

2.5 Организация обучения в полном штатном формате всех классов с соблюдением санитарно-эпидемиологических мер

 

  1. При благополучной санитарно-эпидемиологической ситуации школа начинает функционировать в полном штатном режиме с соблюдением строгих мер санитарной безопасности. Обучение во всех классах, в т.ч предшкольных классах школ ведется в штатном режиме. Восстанавливается расписание уроков, режим сменности, перемен.
  2. При переходе школы из дистанционного обучения в штатный режим обучения обучающегося по желанию родителей можно оставить на дистанционном обучении до снятия ограничительных мероприятий. Для этого необходимо родителям подать заявление в произвольной форме.
  3. При организации учебного процесса в школах в штатном режиме необходимо:

1) составление гибкого расписания уроков с указанием времени начала и завершения;

2) увеличение смен и подсмен для социального дистанцирования, сокращения физических контактов;

3) отказ от кабинетной системы, при которой каждый класс находится в определенном кабинете;

4) запрет на передвижение обучающихся по кабинетам;

5) организация перемен между уроками в разное время для разных классов;

6) ежедневный замер температуры, обучающихся при входе;

7) расстановка учебных столов на расстоянии 1метра;

8) проветривание, кварцевание,

9) мытье руки использование спец.средств после каждого урока;

10) влажная уборка классных кабинетов;

11) влажная уборка между сменами, подсменами в коридорах, рекреациях, холлах и других помещениях;

12) функционирование медицинских кабинетов и изоляторов для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболеваний, изоляции, в случаях выявления заболевших, объявления карантина и перехода на дистанционное обучение всего класса, контроля состояния детей класса, после чего возвращения класса в штатный режим;

13) организация уроков физической культуры на свежем воздухе или постоянное проветривание спортивных залов.

Глава 3. Организация учебного процесса в специальных школах — интернатах для детей с образовательными потребностями, в т ч для детей — сирот, оставшихся без попечения родителей, в школах-интернатах общего типа, в школах-интернатах для одаренных детей, пришкольных интернатах

 

  1. В специальных школах-интернатах для детей с особыми образовательными потребностями (в т.ч для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей), школах-интернатах общего типа, школах-интернатах для одаренных детей, пришкольных интернатах на основании заявлений родителей, при наличии условий возможно обучение в закрытом режиме с ограничением всех внешних контактов с соблюдением строгих санитарно-эпидемиологических требований на основании решения местных исполнительных органов, по согласованию главного государственного санитарного врача соответствующей территории.
  2. При организации учебного процесса в закрытом формате необходимо соблюдение следующих мер:

1) обучение детей по желанию родителей (заявление) и согласия педагогов;

2) одновременный заезд обучающихся и сотрудников для проживания в школе-интернате в начале учебного года;

3) осуществление педагогической деятельности (учителя, воспитатели, специалисты психолого-педагогического сопровождения) посменно (7-14 дней) согласно графику, составленному и утвержденному администрацией организации образования;

4) осуществление контроля за состоянием здоровья педагогических работников, заступающих на смену, в установленном для организаций образования порядке;

5) деятельность административно-управленческого состава, вспомогательных и технических служб, не имеющих непосредственного отношения к учебно-воспитательному процессу, может осуществляться как в дистанционном, так и в штатном режиме;

6) устанавливается продолжительность уроков — 40 мин;

7) устанавливается перемены в разное время для разных классов;

8) осуществление связи с родителями в дистанционном порядке с использованием интернет-ресурсов, других доступных средств связи. Если родители или законные представители решили обучать детей в дистанционном формате, то школа создает условия для обучения.

  1. В кабинетах психолого-педагогической коррекции (КППК) организация психолого-педагогического процесса с детьми с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с установленной учебной нагрузкой, индивидуальными и подгрупповыми программами, индивидуальным графиком и расписанием занятий.

КППК работает в штатном режиме с соблюдением строгих санитарно-эпидемиологических требований по предварительной записи, индивидуальному графику.

По желанию родителей (согласно заявлению на имя руководителя КППК) возможно проведение занятий в дистанционном формате, с использованием интернет-платформ, видеоуроков, цифровых образовательных ресурсов и др.

КППК проводит занятия с применением информационно-коммуникационных технологий, реализует индивидуальные и подгрупповые программы в соответствии с разработанными индивидуально — развивающими программами.

При необходимости в график психолого-педагогического процесса, содержание индивидуальных, подгрупповых программ вносятся коррективы, вызванные необходимостью создания гибкой организационной формы обучения.

Допускается проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с их чередованием: одно в штатном режиме — одно в дистанционном формате с возможностью удаленного доступа педагога (вне организации).

Продолжительность занятий в условиях КППК составляет для детей раннего возраста 20-25 минут, для детей дошкольного и школьного возраста 30-35 минут; Интервал между занятиями составляет 10-15 минут.

ЛФК строго проводится в зале с включением родителей на занятие с соблюдением безопасной дистанции между родителем и педагогом (1,5 м.). Работа инструктора ЛФК с ребенком проводится с использованием одноразовых перчаток и масок.

На занятия не допускаются следующие категории лиц, сопровождающих детей:

— контактные с подтвержденными случаями COVID-19;

— прибывшие из-за рубежа или регионов с регистрацией случаев за последние 14 дней;

— беременные;

— лица старше 65 лет;

— лица с проявлениями острых респираторных заболеваний.

Ребенок, перенесший заболевание, и (или) в случаях, когда он был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для продолжения занятий в КППК.

С целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции и осуществления профилактических мероприятий в КППК необходимо установить санитарный пост с измерением температуры тела, контролем за масочным режимом, использованием антисептика.

  1. В реабилитационных центрах организация учебно-развивающего и психолого-педагогического процесса с детьми с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с установленной учебной нагрузкой, индивидуальными, подгрупповыми и групповыми программами, индивидуальным графиком и расписанием занятий.

Для организации психолого-педагогического и учебно-развивающего процесса всем участникам образовательного процесса предоставляется доступ к интернет-платформам и другим цифровым образовательным ресурсам (видеозанятия, самостоятельная онлайн-работа, онлайн-курсы, чат-занятия, веб-занятия, электронная почта и др.).

Занятие с обучающимися проводится по предварительной записи, по индивидуальному графику, допускается проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с их чередованием: одно в штатном режиме — одно в дистанционном формате до улучшения санитарно-эпидемиологической ситуации по коронавирусной инфекции. Проведение занятий в дистанционном формате с возможностью удаленного доступа педагога (вне организации).

Ограничения при организации подгрупповых занятий, в составе которых не более двух детей с включением родителя ребенка.

По желанию родителей (согласно заявлению на имя руководителя РЦ) возможно проведение всех занятий (индивидуальных/подгрупповых) ребенка в дистанционном формате, с использованием интернет-платформ, видеозанятий, цифровых образовательных ресурсов и др.

Продолжительность занятий составляет для детей раннего возраста 20-25 минут, для детей дошкольного и школьного возраста 30-35 минут.

Интервал между занятиями составляет 10-15 минут.

ЛФК строго проводится в зале с включением родителей на занятие с соблюдением безопасной дистанции между родителем и педагогом (1,5 м.). Работа инструктора ЛФК с ребенком проводится с использованием одноразовых перчаток и масок.

На занятия не допускаются следующие категории лиц, сопровождающих детей:

— контактные с подтвержденными случаями COVID-19;

— прибывшие из-за рубежа или регионов с регистрацией случаев за последние 14 дней;

— беременные;

— лица старше 65 лет;

— лица с проявлениями острых респираторных заболеваний;

  1. Ребенок, перенесший заболевание, и (или) в случаях, когда он был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для продолжения занятий в РЦ.

Обеспечение постановки детей с ОВ на очередь по получению государственной услуги в дистанционном режиме, в удобном для родителей средстве связи (электронная почта, интернет-платформа и т.д.).

Определяется алгоритм проведения командной оценки на вновь прибывшего ребенка в центр:

— первое занятие с ребенком проводится в онлайн-режиме с целью изучения особенностей развития ребенка в ходе беседы и интервью родителей;

— второе и третье занятия в штатном режиме, в центре;

— четвертое занятие — проведение командной оценки самим ведущим педагогом с участием родителя, который ведет видеосъёмку. Возможно проведение командной оценки в онлайн-режиме, с тщательной подготовкой диагностического материала и включением не более 2-х специалистов.

Командное обсуждение (не более 4-х специалистов) предложений и рекомендаций к индивидуально-развивающей программе ребенка по итогам просмотра видеозаписи командной оценки, домашних видеозаписей (5-7 минут) ребенка (навыки самообслуживания и опрятности, свободная деятельность ребенка, игра, общение со сверстниками (сиблингами), крупная и мелкая моторика). Командное обсуждение возможно в онлайн — режиме.

По желанию родителей возможно функционирование в РЦ групп дневного и кратковременного пребывания с наполняемостью не более 12 человек, которые работают в штатном режиме.

При проведении физиопроцедур, массажа ограничить нахождение в комнате не более 2-х детей с соблюдением безопасной дистанции между кушетками. Медицинские процедуры с ребенком проводятся с использованием одноразовых перчаток и масок.

Ограничение проведения производственных, методических собраний или, при необходимости, организация их в онлайн-режиме.

Установить санитарный пост в РЦ с измерением температуры тела, контролем за масочным режимом, использованием антисептика.

  1. Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) осуществляют деятельность с детьми с особыми образовательными потребностями по предварительной записи на прием по телефону в дистанционном или штатном форматах.

Сбор медицинского и социально-психологического анамнеза может производиться по телефону (беседа) с получением фотокопии медицинских и других документов по электронной почте или другим средствам связи, в виде заполнения родителями анкет.

Психолого-педагогическое обследование детей с целью выявления особенностей развития производится как в дистанционно, так и штатном режиме, а также в виде заполнения родителями анкет и опросников, высланных по электронной почте или другим средствам связи специалистами ПМПК.

Психологическое обследование осуществляется психологом в виде наблюдения за поведением, игрой ребенка, бесед с ребенком, выполнения вербальных методик и тестов с целью исследования особенностей эмоционально-коммуникативной, познавательной деятельности. Проводится анализ рисунков, графических тестов, письменных работ, высланных по электронной почте или другим средствам связи.

Логопедическое обследование осуществляется логопедом в виде беседы с ребенком, предъявления ему тестового материала для исследования различных сторон речи. Для исследования письменной речи предлагаются письменные работы и тексты для чтения. Проводится анализ письменных работ с целью выявления нарушения письма.

Педагогическое обследование осуществляется педагогом-дефектологом, сурдопедагогом, тифлопедагогом в виде наблюдения и беседы с ребенком с нарушениями интеллекта, слуха, зрения с целью выяснения запаса общих знаний и представлений об окружающем и уровня развития ведущей деятельности. Для исследования усвоения знаний дошкольной и школьной учебных программ предлагаются письменные задания по основным учебным предметам по электронной почте или другим средствам связи.

Социально-педагогическое обследование проводится по телефону, (или посредством различных дистанционных технологий): беседа с родителями, фотокопии документов органов и организаций социальной защиты, медицинских документов, в виде заполнения родителями анкет, высланных по электронной почте или другим средствам связи.

Неврологическое обследование осуществляется врачом-невропатологом в виде беседы с родителями (законными представителями) и ребёнком, наблюдения за его поведением (в рамках изучения состояния двигательной сферы), изучения данных проведённых параклинических обследований (магнитно-резонансная томография головного мозга, эхоэнцефалограмма, электроэнцефалограмма, электромиограмма, осмотр глазного дна и др) и медицинских назначений.

Психиатрическое обследование осуществляется психиатром в виде беседы с ребёнком, наблюдения за его поведением, выполнением им психологических заданий, осуществлением игровых действий. Уточняются диагностически значимые аспекты психической деятельности ребёнка у его родителей (законных представителей), изучаются данные проведённых обследований и медицинских назначений.

Консультирование семьи по вопросам преодоления и предупреждения отклонений в развитии, лечения, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями осуществляется посредством:

— официального сайта ПМПК, где у каждого специалиста предусмотрена своя вкладка, куда родители могут обратиться с письменным вопросом, а специалисты ПМПК предоставляют ответ;

— видеосвязи посредством дистанционных технологий (исходя из возможностей услугополучателя).

Консультирование специалистами ПМПК осуществляется по предварительной записи по индивидуальному графику в виде:

— индивидуальных консультаций врача-невропатолога в формате бесед по вопросам состояния нервной системы детей с неврологическими заболеваниями, при необходимости — коррекции медикаментозного лечения, организации оптимального распорядка дня с учетом рекомендаций врача (инструктора) ЛФК и специального педагога по организации обучения в удаленном режиме;

— индивидуальных консультаций врача-психиатра по вопросам психического состояния детей с психическими и поведенческими расстройствами, профилактики обострений путём своевременной коррекции назначений и организации психоохранительного режима, обеспечения условий, способствующих получению ребёнком образовательной и развивающей помощи;

— индивидуальных консультаций по созданию необходимых психологических условий для развития ребенка, разработки рекомендаций (домашних развивающих программ) по стимуляции умственного развития, формированию социально-коммуникативных навыков, нормализации эмоционального состояния, в первую очередь для детей, не получающих помощь со стороны специальных организаций образования;

— индивидуальных консультаций педагога-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога по созданию необходимых педагогических условий для развития ребенка, разработки рекомендаций (домашних развивающих программ) по формированию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом и требованиями образовательных дошкольных и школьных программ, в первую очередь для детей, не получающих помощь со стороны специальных организаций образования;

— индивидуальных консультаций логопеда по созданию необходимых условий для речевого развития ребенка, разработки рекомендаций (домашних развивающих программ) по формированию различных сторон речевого развития, формированию речевой коммуникации в ходе семейного общения, в первую очередь для детей, не получающих помощь со стороны специальных организаций образования;

— индивидуальных консультаций социального педагога по созданию необходимых условий для социального развития ребенка, разработки рекомендаций (домашних развивающих программ) по формированию социально-бытовых навыков: опрятности, самообслуживания, обслуживающего домашнего труда, социальных норм поведения. Социальный педагог консультирует родителей.

На основании результатов обследования, изучения документов ребенка, по согласованию с родителями подготавливается заключение о типе образовательной программы и необходимой коррекционно-педагогической поддержке.

Заключение регистрируется и высылается на электронную почту или другим средством связи родителей в сканированном виде. Оригинал заключения родители смогут получить в любое удобное для них время.

При необходимости оригинала заключения ПМПК для получения дальнейших специальных педагогических, социальных или медицинских услуг, родители могут получить его непосредственно в ПМПК при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических мероприятий (масочный режим).

При наличии в ПМПК диагностической группы организация работы с детьми с особыми образовательными потребностями в удаленном режиме осуществляется согласно мероприятиям для РЦ и КППК.

Родители детей могут выбрать формат обслуживания, обучения и коррекции, исходя из личных потребностей и потребностей детей: дистанционный или штатный. При индивидуальных приемах в штатном режиме осуществляются все противоэпидемиологические и санитарные мероприятия, предусмотренные Санитарными требованиями, а также настоящими рекомендациями.

 

 

Глава 4. Оценивание учебных достижений обучающихся

  1. Оценивание учебных достижений, обучающихся осуществляется в электронных журналах. При отсутствии электронных журналов- в бумажных журналах.

Во 2-11-х классах педагог проводит 1 суммативную работу за раздел (далее — СОР) и 1 суммативную работу за четверть (далее — СОЧ) по предметам, по которым предусмотрено оценивание согласно приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Рекомендуется проведение СОР в 2-11 классах с 5 по 15 октября 2020 года, СОЧ в 2-11 классах я- с 28 октября 2020 года.

Предметы, по которым проводятся СОР и СОЧ, определяются в соответствии с рабочим учебным планом школы. В методических рекомендациях представлены таблицы с указанием количества и названия предметов, по которым проводятся СОР и СОЧ во 2-11 классах (Приложение 2)

Оценивание в 1 классе не проводится.

  1. В условиях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера учебные достижения обучающихся оцениваются формативно с выставлением баллов. При этом максимальный балл за формативное оценивание должен составлять от 1 до 10 баллов в 2-11 классах. Для предоставления обратной связи применяет рубрикаторы электронного журнала.

Учителю формативное оценивание в баллах не обязательно проводить на каждом уроке. Учитель самостоятельно определяет периодичность выставления баллов за учебные достижения обучающихся с учетом выполненных объемов работ, учебных заданий.

При выведении итоговой оценки в формате электронного журнала количество баллов расчитывается в следующем соотношении: 1 СОР — 25 %, ФО — 25%, СОЧ — 50 %.

  1. При этом педагог:

1) руководствуется требованиями при проведении суммативного оценивания в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»: пункты и подпункты 13,14, 14.1-14.3, 14.5, 14.7, 14.8, 14-9, 15-18,19, 20-26, 29;

2) не проводит суммативное оценивание по учебным предметам «Самопознание», «Художественный труд», «Музыка», «Физическая культура», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», «Общество и религия»;

3) указывает конкретную дату предоставления суммативной работы.

Учитель разрабатывает задания суммативных работ (далее — СОР, СОЧ) в соответствии с учебной программой, по содержанию пройденного учебного материала четверти, полугодия.

Учитель составляет задания суммативных работ для обучающихся 2-11 классов на основе технической спецификации заданий СОР и СОЧ. В целях предупреждения списывания ответов СОР и СОЧ рекомендуется по мере возможности предложить задания творческого характера, практические задания, проекты, эссе и др.

Для детей обучающихся на дому по медицинским показаниям, с особыми образовательными потребностями учитель разрабатывает индивидуальные задания с учетом учебной нагрузки и изученного ими учебного материала.

  1. Структура заданий суммативных работ

Задания, включающие вопросы с множественным выбором ответов, требующих краткого и развернутого ответов:

1) в вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов;

2) в вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения;

3) в вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся записывает ответ в виде предложения.

  1. Тестовые задания с вариантами ответов.

51.Творческие задания, практические работы, исследовательские задачи с конкретными критериями оценивания.

  1. Количество учебных заданий суммативного оценивания за раздел не должно превышать:

— для обучающихся 2-4 классов — 3-4 учебных заданий;

— для обучающихся 5-11 классов — 5-6 учебных заданий.

  1. Пошаговое действие учителя при проведении СОР

Учитель при проведении СОР:

1) Определяет разделы/сквозные темы, по которым будет проводить СОР.

2) Проверяет соответствие выбранного учебного материала пройденным темам раздела/сквозных тем по учебной программе.

3) Педагог составляет задания СОР, рассчитанные на выполнение обучающимися в течении определенного времени.

4) Разрабатывает критерии оценивания учебных достижений обучающихся.

5) Проверяет содержания заданий, в целях объективной оценки учебных достижений обучающихся.

6) Включает задания для развития функциональных навыков у обучающихся.

7) Высылает задания СОР ученикам через доступные средства связи (размещение в электронном журнале, на интернет платформе, электронную почту, чат, телеграмм и др.)

8) Удостоверяется в получении задании СОР учениками класса.

9) Предусматривает возможности предупреждения случаев списывания ответов.

10) При необходимости проводит консультацию через доступные средства связи.

11) Соблюдает использование измеримых критериев в баллах в соответствии с приказом МОН РК №125 (max балл за СОР не менее 7 и не более 15 баллов в 1-4 классах, не менее 7 и не более 20 баллов в 5-11(12) классах).

12) Проверяет выполненные учениками суммативные работы.

13) Выставляет баллы в электронный журнал/бумажный журнал.

14) Предоставляет обучающимся, родителям или законным представителям ребенка расширенный комментарий в бумажном или электронном формате через любые доступные средства связи.

  1. Пошаговое действие учителя при проведении СОЧ

Учитель при проведении СОЧ:

1) составляет задания суммативной работы за четверть на основе технической спецификации заданий СОЧ. На выполнение СОЧ отводится не более 40 минут;

2) составляет критерии оценивания учебных достижений обучающихся на основе технической спецификации заданий СОЧ;

4) высылает задания СОЧ ученикам через доступные средства связи (размещение в электронном журнале, на интернет-платформе и др. средства связи);

4)удостоверяется в получении задании СОЧ учениками класса;

5) предусматривает возможности предупреждения случаев списывания ответов;

6) использует схему выставления баллов в соответствии с технической спецификацией.

7) проверяет выполненные учениками суммативные работы за четвертую четверть.

8) выставляет баллы в электронный журнал/бумажный журнал.

9) предоставляет обучающимся, родителям или законным представителям ребенка расширенный комментарий в бумажном или электронном формате через любые доступные средства связи.

  1. Требования к выполнению суммативных работ учениками

Ученик соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении СОР и СОЧ:

1) ученик должен работать самостоятельно, выполнять задания без посторонней помощи;

2) во время выполнения суммативной работы ученик не должен пользоваться дополнительными учебными ресурсами (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается);

3) относится ответственно к выполнению суммативной работы;

4) после окончания времени, отведенного на выполнение суммативной работы, ученик отправляет свою работу учителю, через доступные средства связи.

  1. Способы предоставления ученикам заданий суммативных работ:

1) учитель указывает конкретную дату предоставления ответов и высылает задания для суммативной работы ученикам через систему электронного журнала, интернет-платформу, электронную почту, чат, телеграмм и др. средства связи.

2) В случаях отсутствия интернета, учебные задания и самостоятельные работы детей доставляются на дом с использованием мер санитарной безопасности.

3) При необходимости учитель консультирует учеников через доступные средства связи.

Согласно Типовым правилам проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (с учетом внесенных изменений и дополнений приказом МОН РК № 494 от 25.09.2018 года) в конце полугодия и учебного года по предметам «Музыка», «Художественный труд», «Физическая культура», «Самопознание», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование» выставляются «зачет» («незачет»).

В соответствии с пунктом 15 приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.02.2018 № 47 по предметам «Самопознание», «Художественный труд», «Музыка», «Физическая культура», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование» суммативное оценивание не проводится.

Учебное задание задается для самостоятельного изучения, не требуется обязательная обратная связь от обучающихся.

 

 

Глава 5. Оптимизация объема учебных заданий для обучающихся
в дистанционном формате

  1. При дистанционном обучении традиционное понимание «домашнего задания» меняется, поскольку существуют только учебные задания по предметам согласно учебному плану, которые должны быть выполнены обучающимися самостоятельно в домашних условиях.

Учебное задание при дистанционном обучении — вид задания учителя обучающимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные действия с использованием различных ресурсов, в т.ч цифровых образовательных ресурсов.

Содержание и объём учебных заданий определяются целями урока или системой уроков, ходом работы по темам учебной программы и необходимостью привлечения вспомогательных средств усвоения знаний.

Дистанционное обучение обеспечивается за счет гибкого расписания для каждого класса, когда обучающиеся знают, по каким учебным предметам проводятся занятия каждый день.

Учебные задания задаются один раз в тот же день, когда занятие по учебному предмету предусмотрено расписанием. Отправка учебного задания педагогом голосовым сообщением не допускается.

Обеспечивается корректная коммуникация педагога и обучающихся через использование интернет-платформ, стриминговых площадок и других мессенджеров, с учетом этических и педагогических норм, направленных на воспитание личности обучающихся, формирование навыков интернет-поведения, киберкультуры, кибергигиены участников образовательного процесса (педагог, обучающийся, родитель (законный представитель).

Примечание: для реализации принципов дифференциации и индивидуализации допускается задавать некоторым обучающимся 1 творческое задание на один урок или на один раздел (индивидуальное или групповое).

 

Примерный объем учебных заданий для обучающихся в дистанционном формате

10-11 классы

10 класс (ОГН)
Предметы Вид и объем задания
Казахский язык/Русский язык — 1 устное упражнение (100-110 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Казахская литература/Русская литература — 10-15 страниц чтения, 1-2 упражнения на анализ текста.

Русский язык и литература/Казахский язык и литература — 1 устное упражнение (50-60 слов ) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Английский язык — 1 устное упражнение (45-55 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Алгебра и начала анализа  2 задачи и 8 примеров; или

— 1 задача и 10 примеров.

Геометрия — 2 задачи и ответить на 3-5 вопросов.
Информатика 1 интерактивное тестовое задание и ответить на 2-3 вопроса; или

2 практических задания по теме урока.

История Казахстана — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Самопознание — читать не более 10 стр. и ответить на 2-3 вопроса по тексту.
Физическая культура — просмотр и выполнение комплекса физических упражнений по рекомендованному видео-ресурсу или рекомендаций педагога в соответствии с возрастными особенностями.
Начальная военная и технологическая подготовка — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— 1 параграф и 1 задание по теме (прочитать статью и проанализировать, или заполнить таблицу и т.п.).

Предметы по выбору
Иностранный язык — 1 устное упражнение (30-40 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Всемирная история — 1 параграф и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

География — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Основы права — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и выполнить 1 задание (заполнить таблицу, прочитать статью, сравнить и раскрыть понятия и т.п.)

Физика — 1 параграф и решение 1-2 задач; или

— 1 параграф и выполнение лабораторной работы.

Химия — 1 параграф и решение 1-2 задач; или

— просмотр 1 видеоресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Биология — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Основы предпринимательства и бизнеса — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и 1 задание (опишите различия, или заполните таблицу, или найдите сходства и т.п.).

10 класс (ЕМН)
Казахский язык/Русский язык — 1 устное упражнение (100-110 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Казахская литература/Русская литература — 10-15 страниц чтения, 1-2 упражнения на анализ текста.

Русский язык и литература/Казахский язык и литература — 1 устное упражнение (50-60 слов ) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Английский язык — 1 устное упражнение (45-55 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Алгебра и начала анализа  2 задачи и 8 примеров; или

— 1 задача и 10 примеров.

Геометрия — 2 задачи и ответить на 3-5 вопросов.
Информатика 1 интерактивное тестовое задание и ответить на 2-3 вопроса; или

2 практических задания по теме урока.

История Казахстана — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Самопознание — читать не более 10 стр. и ответить на 2-3 вопроса по тексту.
Физическая культура — просмотр и выполнение комплекса физических упражнений по рекомендованному видео-ресурсу или рекомендаций педагога в соответствии с возрастными особенностями.
Начальная военная и технологическая подготовка — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— 1 параграф и 1 задание по теме (прочитать статью и проанализировать, или заполнить таблицу и т.п.).

Предметы по выбору
Физика — 1 параграф и решение 1-2 задач; или

— 1 параграф и выполнение лабораторной работы.

Химия — 1 параграф и решение 1-2 задач; или

— просмотр 1 видеоресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Биология — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

География — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Всемирная история — 1 параграф и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Основы предпринимательства и бизнеса — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и 1 задание (опишите различия, или заполните таблицу, или найдите сходства и т.п.).

Графика и проектирование — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и 1 задание по теме (заполнить таблицу, подготовить сообщение и т.п.).

Основы права — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и выполнить 1 задание (заполнить таблицу, прочитать статью, сравнить и раскрыть понятия и т.п.)

11 класс (ОГН)
Казахский язык/Русский язык — 1 устное упражнение (110-115 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Казахская литература/Русская литература — 10-15 страниц чтения, 1-2 упражнения на анализ текста.
Русский язык и литература/Казахский язык и литература — 1 устное упражнение (60-70 слов ) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Английский язык — 1 устное упражнение (55-65 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Алгебра и начала анализа  2 задачи и 8 примеров; или

— 1 задача и 10 примеров.

Геометрия — 2 задачи и ответить на 3-5 вопросов.
Информатика 1 интерактивное тестовое задание и ответить на 2-3 вопроса; или

2 практических задания по теме урока.

История Казахстана — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Самопознание — читать не более 10 стр. и ответить на 2-3 вопроса по тексту.
Физическая культура — просмотр и выполнение комплекса физических упражнений по рекомендованному видео-ресурсу или рекомендаций педагога в соответствии с возрастными особенностями.
Начальная военная и технологическая подготовка — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— 1 параграф и 1 задание по теме (прочитать статью и проанализировать, или заполнить таблицу и т.п.).

Предметы по выбору
Иностранный язык — 1 устное упражнение (40-50 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Всемирная история — 1 параграф и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Основы права — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и выполнить 1 задание (заполнить таблицу, прочитать статью, сравнить и раскрыть понятия и т.п.)

Физика — 1 параграф и решение 1-2 задач; или

— 1 параграф и выполнение лабораторной работы.

Химия — 1 параграф и решение 1-2 задач; или

— просмотр 1 видеоресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Биология — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

География — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Основы предпринимательства и бизнеса — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и 1 задание (опишите различия, или заполните таблицу, или найдите сходства и т.п.).

11 класс (ЕМН)
Казахский язык/Русский язык — 1 устное упражнение (110-115 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Казахская литература/Русская литература — 10-15 страниц чтения, 1-2 упражнения на анализ текста.
Русский язык и литература/Казахский язык и литература — 1 устное упражнение (60-70 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Английский язык — 1 устное упражнение (55-65 слов) и 1 письменное упражнение по теме урока.
Алгебра и начала анализа  2 задачи и 8 примеров; или

— 1 задача и 10 примеров.

Геометрия — 2 задачи и ответить на 3-5 вопросов.
Информатика 1 интерактивное тестовое задание и ответить на 2-3 вопроса; или

2 практических задания по теме урока.

История Казахстана — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Самопознание — читать не более 10 стр. и ответить на 2-3 вопроса по тексту.
Физическая культура — просмотр и выполнение комплекса физических упражнений по рекомендованному видео-ресурсу или рекомендаций педагога в соответствии с возрастными особенностями.
Начальная военная и технологическая подготовка — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— 1 параграф и 1 задание по теме (прочитать статью и проанализировать, или заполнить таблицу и т.п.).

Предметы по выбору
Физика — 1 параграф и решение 1-2 задач; или

— 1 параграф и выполнение лабораторной работы.

Химия — 1 параграф и решение 1-2 задач; или

— просмотр 1 видеоресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Биология — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

География — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Всемирная история — 1 параграф и ответить на 3-5 вопросов; или

— просмотр 1 видео-ресурса по теме и ответить на 3-5 вопросов.

Основы предпринимательства и бизнеса — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и 1 задание (опишите различия, или заполните таблицу, или найдите сходства и т.п.).

Графика и проектирование — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и 1 задание по теме (заполнить таблицу, подготовить сообщение и т.п.).

Основы права — 1 параграф, и ответить на 3-5 вопросов или

— 1 параграф и выполнить 1 задание (заполнить таблицу, прочитать статью, сравнить и раскрыть понятия и т.п.)

 

Глава 6. Требования к разработке видеоуроков, уроков с использованием дистанционных образовательных технологий

 

58.Общие требования:

— соответствие ГОСО и учебным программам;

— реализация дидактических принципов;

— эффективное использование телевизионных, информационно-коммуникативных и мультимедийных технологий.

— структура урока:

— начало урока: титры (класс, предмет)

— формулировка цели обучения;

— объяснение нового учебного материала, вопросы;

— заключительная часть: выводы, обратная связь.

Обратная связь осуществляется посредством: электронных журналов, интернет-платформ; электронной почты; месcенджеров, мобильной и стационарной телефонной связи; почтовой связи.

Требования к уроку:

— акцент на самостоятельное изучение учебного материала, вовлечение каждого обучающегося в активное обучение;

— аудиовизуальные средства: графика, аудио, видеоматериалы, презентации;

— оптимальный объем заданий на закрепление материала;

— дифференцированные учебные задания;

— разработка инструкций, алгоритмов, рекомендаций для самостоятельного выполнения учебных заданий;

— применение различных методов организации уроков (частично-поисковый, эвристический, исследовательский, проектная работа, исследование, обсуждение в чатах, социальной сети, в переписке по почте);

— возможность обучающимся просмотреть в любое время (офлайн- режим).

— индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями (при необходимости).

  1. Содержание урока

— не содержит информацию, распространение которой запрещено законодательством Республики Казахстан;

— не противоречит требованиям Закона Республики Казахстан от 2 июля 2018 года № 169-VI «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

— не содержит информацию, не способствующую достижению учебных целей;

— оптимальный выбор контента урока;

— сведения научно достоверные, терминология точная, информация четко структурированная;

— подача теоретического материала: логичная, четкая, полная, последовательная;

— сочетание «классического» (повествовательного) и нестандартного стилей;

— разумное соотношение натурной съемки и символьного наполнения (заставки, текст и пр.);

— количество слайдов — 8-10 на один урок.

— указан автор и (или) источник заимствованного материала;

  1. Эмоциональный фон

— голос педагога спокойный, доброжелательный, достаточный для восприятия звучания, речь отчетливая, дикция хорошая;

— изложение убедительное, свободное, в достаточной мере эмоциональное (эффект присутствия), темп изложения неторопливый;

— психологическое воздействие: стиль и язык произносимого текста, интонирование, акцептация отдельных предложений, эмоциональные подъёмы, паузы;

— адекватное (в эмоциональном плане) музыкальное сопровождение;

  1. Дизайн урока:

— цветовой фон постоянный — из трех цветов, близких по цветовой гамме;

— текст на экране лаконичный, четкий, не перегружен;

— отсутствие водяных знаков, посторонних надписей, рекламы;

— выделение важной информации: цветом, жирным шрифтом, другим шрифтом;

— количество контрастирующих шрифтов минимальное;

— звук четкий (без посторонних звуков), равномерный по громкости;

— видеоряд — 75-100% площади экрана.

  1. Технические требования:

Электронные образовательные ресурсы:

А. Формат и размер изображения:

— допустимые форматы: JPEG, JPG, PNG, SVG, GIF;

— размер одного файла — не более 100 Mb;

Б. Формат и размер аудиозаписи:

— допустимые форматы: MP3, WAV;

— размер одного файла: не более 100 Mb

В. Формат и размер видеозаписи:

— допустимый формат: MP4, MOV;

— размер одного файла — не более 200 Mb;

— длительность видеозаписи — не более 15 минут

  1. Требования к уровню подготовки педагога

 Психолого-педагогическая подготовка:

— знание возрастных и психологических особенностей, обучающихся;

— знание требований к разработке и созданию электронных обучающих ресурсов;

 Методическая подготовка:

— владение методическими приемами разработки и использования электронных образовательных материалов;

— умение определять и реализовывать учебные цели урока в нестандартных условиях;

 Навыки работы с IT-технологиями:

— наличие IT-компетенций;

— навыки разработки и использования электронных образовательных ресурсов.

  1. Доступность обучения для обучающихся с особыми образовательными потребностями

— использование индивидуальных учебных программ обучения;

— наличие субтитров, сурдоперевода;

— специальное программное обеспечение;

— подбор или разработка адаптированных цифровых ресурсов;

— использование дифференцированных учебных заданий.

  1. Требования к видео-уроку

Организационные:

— продолжительность: 15-20 минут;

— гибкий индивидуальный график;

— возможность просмотреть в любое время

— текущий контроль успеваемости посредством:

а) прямого общения обучающегося и педагога в режиме «on-line» с использованием телекоммуникационных средств;

б) автоматизированных тестирующих комплексов;

в) проверки письменных индивидуальных заданий

  1. Требования к уроку с использованием дистанционных образовательных технологий

 Организационные:

— продолжительность: 15-30 минут;

— уроки в режиме реального времени с применением цифровых технологий: — видеоконференции;

— уроки в асинхронном формате посредством обмена сообщениями в сети Интернет: акцент на самостоятельное выполнение заданий;

— возможность организовать групповые работы обучающихся в чате социальной сети, в групповой переписке по почте;

— педагог предоставляет обучающимся учебный материал для самостоятельного изучения/ выполнения заданий из учебника;

— педагог рекомендует занятия, размещенные на интернет-платформах, а также использование доступных цифровых образовательных ресурсов.

 

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

по организации учебного процесса

в организациях среднего

образования в период ограничительных мер,

связанных с недопущением

распространения коронавирусной инфекции

 

Форма заявления родителей

 Кому ______________

 ФИО________________

 от___________________

 проживающего по адресу

 _____________________

 Телефон ____________

ЗАЯВЛЕНИЕ.

 Прошу организовать обучение моего сына (дочери) ФИО полностью, класс ____________________________________________

в дежурном классе. Мой ребенок не имеет хронических заболеваний.

Сообщаю, что ознакомлен/а и согласен/на с условиями обучения моего ребенка в школе на период карантинных и ограничительных мероприятий.

Обязуюсь выполнять обязанности по обеспечению санитарной безопасности своего ребенка до школы и обратно домой. Понимаю ответственность, связанную с риском заболеваемости.

 Дата ___________

Подпись _____________

Приложение 2

к Методическим рекомендациям

по организации учебного процесса

в организациях среднего

образования в период ограничительных мер,

связанных с недопущением

распространения коронавирусной инфекции

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *